О храме

История Прихода
С чего начинается жизнь прихода? Возможно, с чистого листа или с чистого поля. Или с желания нескольких людей, наконец-то вернуть, когда то утраченное единение с Богом.
Гусинский приход расположен в 60 километрах от города Смоленска в направлении на границу с Белоруссией по Москва-Минской трассе. В полу километре от трассы расположен сам поселок Гусино, а рядом протекает река Днепр. Сам же приход занимает небольшую часть Краснинского района — от деревни Варечки до трассы Москва -Минск, а по трассе от деревни Липово до границы с Белоруссией. Территория обширная со многими деревнями и поселками. По данным Гусинского Муниципального образования на 1 января 2006 года население прихода составляет 5177 человек. Большую часть населения составляют военные из двух воинских частей расположенных на небольшом отдалении от п. Гусино. А сам воинский городок расположен почти в центре поселка. Места здесь очень живописные, особенно вдоль реки Днепр, и по дороге от п. Гусино В пгт. Красный, где много лесных массивов, иногда прилегающих прямо к дороге. Многие из Смолян приезжают сюда за ягодами и грибами, да и просто отдохнуть, искупаться в озерах, половить рыбу. Еще земля Краснинская богата многими историческими событиями, произошедшими здесь во времена 1812 года и в 1941-1945 годах. Эти события описаны во многих книгах.

Приход в поселке Гусино открыт по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла Митрополита Смоленского и Калининградского(ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) 15 сентября 1998 года. По просьбе прихожан поселка Гусино, и в ответ на их письмо, с указом «организовать приходскую жизнь», на приход был прислан молодой священник Андрей Меньших. Само понятие «организовать приходскую жизнь», означает гораздо больше, чем построить Храм, или собрать людей для молитвенного общения. Это понятие означает, всю совокупность обязанностей, трудов, которые должен был понести священник вместе с прихожанами, для создания новой жизни прихода — способной изменить сознание людей и их жизнь.
Как оказалось позже, приход на этой земле уже был:
Из воспоминаний Иерея Андрея Меньших, Настоятеля прихода с 1997 года:
«Только через несколько лет службы на приходе я узнал, что до войны на берегу Днепра, рядом с поселком Гусино был деревянный Храм в честь пророка Илии. В этом Храме, по словам одной прихожанки, служил Священник Александр. Матушку его звали Мария, а сына Анатолий. Батюшка был реприсирован, а матушка долгое время жила на приходе, ожидая хоть какой -то весточки от него, но заболела и вскоре умерла. В деревне Гусино работала церковно-приходская школа, в ней учился будущий Герой Советского Союза — Киргетов Исаак Ананьевич.
Храм вначале использовался под школу, но так как за ним перестали смотреть, быстро пришел в негодность.
Во время великой отечественной войны Храм был уничтожен немцами, так как являлся ориентиром для наводки орудий. Однажды меня попросили пособоровать больную, умирающую женщину. Она оказалась певчей Храма пророка Илии и рассказала много интересного. Оказалось, что при Храме была большая община, хор 8, а иногда 10 человек. Отец Александр, был очень добрым человеком, внимательным, и любящим свою паству. Часто батюшка устраивал скромные трапезы и чаепития, обычно на Двунадесятые и Великие праздники. На трапезы все приносили, что у кого есть. Народ очень любил своего пастыря, и всячески ему помогал. Еще, один пожилой человек говорил, что возле Храма было небольшое кладбище, где были похоронены все настоятели и какие то выдающиеся люди прихода. Но при Советской власти оно было снесено таким образом, что бы его нельзя было обнаружить. Какие иконы и святыни находились в Храме и куда исчезли не известно. Возможно, кто-то из прихожан что-то сохранил, но прошло слишком много времени и наши поиски не принесли результата. Место, где располагался Храм, называется деревня Гусино, и там было около 400 домов. В настоящее время их осталось около 20. После войны, на месте храма один человек построил себе дом, несмотря на протест людей. Через несколько лет его семья распалась, а он покончил жизнь самоубийством. Бог поругаем, не бывает. В настоящее время на месте Храма пустырь, который будет огорожен и там будет установлен памятный крест» Действительно приход на этой земле уже был. Это подтверждают и данные из Смоленского архива, которые нам удалось найти.
Из воспоминаний прихожанки прихода Васильевой Любовь Анатольевны о первых шагах и усилиях по устройству и организации приходской жизни: В начале, хотелось бы привезти здесь стихотворение, с которого и началась приходская жизнь, и было выбрано название прихода поселка Гусино:
Святой Николай.

Когда Государь Император
Смиренно отрекся от трона,
Он вымолил Божию Матерь
Взять власть над страной и корону.
Боярской изменой обманут,
Освистан глумливой толпою,
Он, зная грядущее, плакал
Над Русскою горькой судьбою.
Он, помня былое, молился
И, падая ниц пред иконой,
Не скорбь свою вылить стремился,
Просил за Россию с поклоном.

Забыв о супруге, о детях,
О милом больном Алексии,
О муках грядущих, о смерти,
Со вздохом просил о России.
Февральская вьюга свистела,
Гармоника пьяно стонала,
За окнами, корчась, хрипела
В агонии смертной Держава.
Боролись за власть генералы,
Победою немец хвалился,
Чернь пьяная кровью гуляла,
И лишь Император молился.

Приходят суровые годы,
Грядет безутешное время,
Кто выдержит эти невзгоды,
Кто вынесет тяжкое время?
Не будет отца у народа,
Вампиры страной будут править,
Народ отречется от Бога,
И Бог их во гневе оставит.
Но Ты, Милосердная Мати,
Детей своих падших, заблудших,
Исторгни из адских объятий,
Взыщи их погибшие души.

Спасай, Госпоже, их и милуй,
Когда отступают от Бога,
Спасай их, когда они гибнут,
И сами спастись уж не могут,
Грехами Тебя прогневляют,
И горе одно лишь приносят.
Спасай их, когда они сами,
Спасенья себе уж не просят,
Верни мою Родину Богу,
От уз сатанинских избави,
Сердца, помраченные злобой,
Смягчи, к покаянью направи.

Смыкались усталостью вежды,
Но скорбь ото сна пробуждала.
Боролась с уныньем надежда,
И к жертве любовь призывала.
И вновь за народ на коленях,
Уже не правитель, не Царь,
За Русскую молиться землю,
Раб Божий, святой Николай.

Архидиакон Роман (Тамберг)

В феврале 1917 года, накануне отречения Императора Николая от престола и, следовательно, конца Самодержавия в России, в Москве была явлена икона Божией Матери, именуемая « Державная », по времени явления чудотворная икона, включенная в число общерусских чтимых святынь. Какие еще свидетельства нужны? Вот явное знамение тому, что Божия Матерь не оставила Россию в эти страшные годы.
Она всему миру показала, что отныне Она является Державной Правительницей России, и держит судьбу страны и народа Российского в Своих руках. И отныне с момента явления этой иконы Россия всецело поступила в удел ее – Матери Божией.
Мы долго не знали, в честь кого устроить Храм и, как будет называться наш приход. Но когда сразу несколько прихожан, одновременно принесли на первый водосвятный молебен, который мы решили отслужить возле полуразрушенного здания бывшей амбулатории, иконы « Державной » Божией Матери. И стали просить, чтобы приход назывался именно так, то сомнений не осталось. 8 октября 1997 года приходу было передано, по нашей просьбе, Главой Администрации Краснинского района Дроздовым Владимиром Васильевичем здание бывшей амбулатории в аварийном состоянии. Единственное свободное и хоть чем-то пригодное здание. Размеры здания: 24 метра длинна, 6 метров ширина. Здание щитовое обложено белым кирпичом. Мы все вместе с нашим пастырем, трудились, чтобы сделать это здание пригодным для совершения Богослужений. Ломами выбивали перегородки кабинетов, выносили мусор и доски, закладывали кирпичом лишние окна. Первая Литургия на приходе была совершена в конце ноября 1997 года. Тогда еще не везде был пол. Отопление было вырвано с корнем. Сухая штукатурка с потолка падала на голову во время службы. Вместо свечной лавки кусок ДСП лежащий на кирпичах. Вместо престола стол, покрытый красным материалом.

Силами прихода это здание за 2 года было приведено в надлежащий порядок: отремонтирована крыша, окна, двери, сделано печное отопление, две арки для поддержки потолка, электропроводка, временный иконостас. Была приобретена вся необходимая для Богослужений утварь.

В это время и был создан проект будущего храма, который должен был быть построен в будущем. Это был проект деревянного Храма на 400 человек.
В 1999 году проект был утвержден Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. 27 мая 2001 года по благословению Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Епископом Балтийским Серафимом было освящено место под строительство Храма в п.Гусино. Была отслужена Литургия в молитвенном доме и крестным ходом, все отправились на место для строительства, где и было совершено освящение. В крестном ходе участвовало 80 человек. В этом же году отец Андрей заложил фундамент нового храма»
Из воспоминаний Настоятеля прихода иерея Андрея Меньших:
Приехал я на приход на электричке Смоленск-Орша. Вначале пошел в сельсовет к главе администрации п. Гусино. Нашел Главу, представился и показал указ Митрополита Кирилла о назначении на приход. Ответ был очень простым и безучастным — «Вас назначили, работайте.» Матушка была на 9 месяце, скоро должна была родить. Я начал ходить по поселку, знакомиться с людьми, узнавать, где можно снять квартиру. Оказалось это сделать не очень просто. В военном городке, где располагалось 5 пятиэтажек, свободных квартир не было. И в частном секторе поиски тоже результата не дали. В течении месяца я ездил на приход на электричке со Смоленска, пробовал решить вопрос с жильем и с местом для совершения Богослужений. Одна женщина, с которой я познакомился сразу после приезда на приход Черемных Ирина Алексеевна, помогла мне решить вопрос с жильем. Как только освободилась одна из квартир, мне сразу сообщили, и я пошел ее смотреть. Это была трехкомнатная квартира в пятиэтажке на первом этаже. Пустая, без мебели, штор, и некоторых стекол на окнах. Цена было очень высока, но другого выхода не было. Матушку перевез на следующий день. Теща дала пару подушек и одеял. Матушка привезла небольшую сумку своих вещей. У меня все вещи после окончании семинарии были на мне, плюс несколько тетрадей и десятка три книг.
Машину для переезда нанимать не пришлось, приехали на электричке.
Спали на полу. На следующий день прихожане принесли односпальную старую кровать, стол, ковер и старинный шкаф. Так и начали жить. Я написал объявление о том, что состоится водосвятный молебен возле выпрошенного за месяц у главы администрации района здания бывшей амбулатории, находившегося в аварийном состоянии. Другого здания не нашлось. На первый молебен пришло 70 человек. Многим было интересно посмотреть, было любопытно. Потом стали ходить только те, кому это было действительно нужно. Те, кто не хотел молиться и помогать, придумывал разные причины, чтобы не ходить, то нельзя в амбулатории служить службы, то батюшка неправильно служит ( хотя никогда не видели как надо ). Пока копили и собирали деньги на сосуды для Богослужений и хотя бы одно облачения ( около месяца) служили молебны, панихиды, даже состоялось одно первое крещение. Получив от Митрополита Кирилла антиминс (плат с изображением Спасителя снятого с креста, с частичкой мощей, который дает право совершать главное таинство церкви -литургию) я назначил первую литургию, которую мы должны были совершить в нашем аварийном здании. Первую литургию начал петь и служить сам, было очень сложно это делать, но народ стал потихоньку подпевать, и выяснилось к следующей службе, что у нас будет небольшой хор из трех человек, которые хоть как-то смогут помогать мне совершать Богослужение. Матушка уехала рожать первенца, а я выпросил в духовном училище двух студенток (будущих регентов) и совершил с ними богослужение, чтобы наш «хор» посмотрел как что должно петься. Начали срочно делать отопление, полы, потолки – все, что можно было сделать к зиме. Часто, а даже обычно все делалось в долг. Было неимоверно тяжело все начинать с начала, но Господь всегда по нашим молитвам давал нам небывалый оптимизм и силу, чтобы мы могли без уныния с усердием совершать наше служение и нашу войну против духов злобы поднебесной, за души людей. Эта война не утихала не на минуту, противодействие нашей деятельности ощущалось неимоверно сильно, оно осуществлялось по разному, но цель его была одна – все разрушить.
Из воспоминаний прихожанина прихода Орлова Виталия Ивановича:
«Для меня, самый запоминающийся момент из жизни прихода это 8 декабря 2001 года, когда на приходе произошло трагическое событие. Через пол часа после окончания вечернего Богослужения в 19-30, произошел пожар в молитвенном доме. Я прибыл на пожар, когда уже горело половина здания, отец Андрей уже был там. Пожарная машина, приехала почти через час после начала пожара. ( Ближайшая пожарная машина находиться за 18 километров от Гусино, в пгт. Красный ). Кроме того, машина приехала без воды. Пожарные поехали в военный городок за 500 метров, чтобы набрать воды. Прибыла и вторая пожарная машина из воинской части, но казалось, что тушить бесполезно. Собралось много людей. На дороге остановились все машины. Люди подходили и спрашивали, «чем можно помочь». Вообще говорили, что пожар был виден за 18 километров, в пгт. Красный. Пожарные попросили написать, что они приехали очень быстро. Написали причину пожара — «неправильное устройство дымоходов», хотя я сам ремонтировал печку и дымоход, штукатурил трубу. Совершенно точно, что такая причина определенна неправильно. Пожар по такой причине был не возможен. Быстрей всего, это была кража с поджогом. В Храме находилось 8 очень старых, писаных икон, которые отец Андрей собирал несколько лет по всему приходу и за его пределами. Думаю, что это и явилось причиной случившегося. В милиции нам сказали, что необходимы фотографии икон, для того, чтобы их сверить с каталогом «редких икон». Фотографии икон были, но в каталоге их не оказалось, поэтому дело было закрыто. Для всех нас, кто по крупицам собирал все, что находилось в молитвенном доме, это был очень сильный удар.

Из воспоминаний Настоятеля прихода Иерея Андрея Меньших:
«Очень непросто это вспоминать. Я узнал о пожаре от одной прихожанки, которая прибежала ко мне домой и сообщила о пожаре. Выбежав на улицу, я увидел соседа в машине. Сразу сел к нему в машину и попросил довести до молитвенного дома. Подъехав, как можно ближе я подбежал к молитвенному дому. Сначала открыл боковую дверь, но оказалось, что огонь прошел уже дальше. Я подумал, что если врата в иконостасе закрыты, то я смогу спасти все, что в алтаре. Проникнуть в алтарь можно было только через окно с железной решеткой. Я руками разбил стекло и выдернул рамы. Крикнул, чтобы мне принесли лом. Присмотревшись, я увидел, что балка перекрытия сверху горит, и может обрушиться крыша. И к тому-же, все в алтаре уже истлело. Сразу стало понятно, что спасти ничего не удастся. Я отошел, и стоял поодаль, смотрел, как тушат здание молитвенного дома. Было жаль, что ничего нельзя сделать. У всех был один вопрос «как теперь сложиться жизнь прихода дальше». Я подумал, что можно будет договориться с Администрацией, и пока, временно служить в сельском клубе. Утром в воскресный день, прихожане пришли на Богослужение, и увидели только фундамент и обгорелые кирпичи. Я вместе с алтарником Сергеем (будущим семинаристом) собрал все обгорелые остатки книг, икон, и другой утвари. Целым остался только священнический крест, который я оставил в алтаре, после Богослужения. Чудо заключалось в том, что этот крест, как и дарохранительница и напрестольные кресты и многие другие вещи, сделанные из металла мог расплавиться от высокой температуры, но такого не случилось. Этот крест в последствии будет выставлен в нашем Храме как свидетельство этого чуда. Ситуация была очень сложная. От нового Храма, который строился в поселке, был только фундамент. Пришлось за время до Рождества Христова провести переговоры с администрацией и уговорить их, что необходимо временно совершать Богослужения в клубе.

Конечно, никто не знал, что это «временно» растянется на 3 года. Кроме того, пришлось делать временные подсвечники, аналои, престол, жертвенник и многое другое. Первое богослужение в клубе мы отслужили на Рождество Христово 2002 года, почти через месяц после пожара. »

Из воспоминаний прихожанки Орловой Ларисы Аркадьевны:
«Несмотря на все трудности и то, что многие перестали ходить на Богослужения и вообще участвовать в жизни прихода, мы все объединились. Общину стали составлять люди, очень преданные приходу, готовые пойти со своим пастырем до конца, служить Богу в любых, самых трудных условиях. С 8 декабря 2001 года, до 6 января 2002 года было сделано очень много.
Все прихожане собирали пожертвования, для того, чтобы купить одно облачение и сосуды, для совершения Литургии. Отец Андрей взял благословение у Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, на временное совершение Богослужений в сельском клубе. Договорился с Администрацией поселка о временной аренде клуба. За это время были сделаны аналои, песочные подсвечники, столы для свечной лавки и панихид, престол и жертвенник, все из реек и двп. Нашли немного материала. Принесли иконы, Евангелие, псалтырь, часослов, все, что было пригодного для службы у нас дома. Первое Богослужение совершили на Рождество Христово 2002 года.
Возможно, было совершать в клубе только Литургии, так как по вечерам в клубе постоянно проходили дискотеки. Кроме того, за ключом от клуба необходимо было ездить, за 6 километров от Гусино, к начальнице клуба, а потом отвозить его назад. Но и это еще не все. Каждый раз, когда должны были состояться ночные службы (на Рождество и Пасху) возникали конфликты из-за того, что в это время должны были проходить дискотеки.
Иконы, сосуды, облачение, все накидки, Евангелие, Апостол, свечную лавку (свечи, книги, иконки, крестики, и т.д.) и все остальное необходимое для службы батюшка складывал в сумки и увозил к себе домой, а на Богослужения привозил обратно. Господь дал в помощники батюшке, солдата из воинской части, которого звали Дионисий. Командир части, зная, что он верующий человек, отпускал его на каждое Богослужение. И Дионисий помогал батюшке, чуть больше года,- расставлять, убирать, разжигать кадило. А на самом Богослужении, читал часы и апостол. Впоследствии, когда Дионисий отслужил, он стал послушником одного из монастырей Калужской епархии, а вскоре уже иноком Анатолием, а после иеромонахом Андреем. Возможно общение с нашим батюшкой, окончательно решило жизненный выбор Дионисия. Всего в клубе мы отслужили 3 года. Это были очень непростые времена, для каждого из нас.»

Из воспоминаний прихожанки прихода Васильевой Любовь Анатольевны:
«Несмотря, на то, что в 2002 году мы перешли в клуб, для совершения Богослужений, жизнь на приходе продолжалась. В этом же году, весной, был сделан цоколь нового Храма, в который был забетонирован весь кирпич от сгоревшего молитвенного дома. Средства собирали всем миром — получив благословение от нашего батюшки, ходили по домам. Сам батюшка ездил по всем предприятиям и предпринимателям в районе и области. Можно представить, что приходилось выслушивать ему, и сколько трудов приложить. Тридцать тысяч мы собирали год. В это время многие говорили — « мы же дали уже два раза по 10 рублей, где же Храм». В следующем 2003 году было срублено 4 венца сруба Храма и заготовлен лес для дальнейшего строительства.
Храм строился большой,- длинной 24 метра и шириной в самом широком месте 13,5 метров, длинна одного венца 130 метров. В 2004 на стройку пришла новая бригада и за год было срублено 10 венцов Храма.
Конечно, никаких прорабов и бригадиров не было и батюшка сам следил за стройкой, искал стройматериалы, деньги, ездил за цепями для пил и т.д. В 2005 году было срублено еще 4 венца, положены чердачные перекрытия, сруб был законопачен и покрыт антисептиком, обработаны и опилены все углы Храма. Можно сказать, что в 2005 году основной сруб был закончен. Осталось сделать 2 небольших сруба на центре и на колокольне, и можно было приступать к строительству крыши и установке куполов и крестов».

Из воспоминаний Настоятеля прихода иерея Андрея Меньших:
«В 2004 году на приходе произошло еще одно событие, заслуживающее особого внимания. На переговорах о помощи приходу с одной фирмой зашел разговор, о том, что у генерального директора фирмы есть желание построить часовню на своей земле в 8 километрах от п.Гусино в деревне Бодуны рядом с собственным заправочным комплексом. Я решил попробовать убедить его в том, что необходимо строить полноценный храм, чтобы служить в нем все необходимые Богослужения и требы, хотя это будет и дороже материально. В это же время, пока шли переговоры, фирма оказывала помощь строящемуся в п. Гусино Храму на покупку леса. Я сделал проект небольшого очень красивого деревянного Храма, (на 60 человек) который очень понравился генеральному директору фирмы.

Было получено благословение от Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на строительство, и место было освящено секретарем Смоленской и Калининградской епархии Епископом Вяземским Игнатием. Начиная с июня 2004 года и заканчивая декабрем 2004 года, Храм был полностью построен, не считая мелких недочетов во внутренней отделке. Все финансирование строительства в деревне Бодуны, взял на себя все тот же генеральный директор фирмы ООО пкф сф Семкин Владимир Михайлович, и его компаньон, исполнительный директор Фокин Михаил Романович.
Эти люди не только финансировали проект, но и сами в полной мере участвовали в строительстве Храма. Генеральный директор Владимир Михайлович на своей собственной машине возил стройматериалы и антисептик из Смоленска на стройку. Первое Богослужение в новом Храме в деревне Бодуны было отслужено на Рождество 2005 года. Этой датой определяется и окончание трехлетнего совершения Богослужений в клубе п. Гусино, начатое на Рождество 2002 года, так как из клуба мы сразу перешли в новый Храм и стали туда возить людей на Богослужения. Храм в деревне Бодуны был освящен 22 июля 2005 года Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в сослужении с Епископом Вяземским Игнатием, четырьмя священниками и дьяконом. Митрополит Кирилл посетил и строящийся храм в п.Гусино и отметил наше усердие в организации приходской жизни и строительстве Храмов на приходе.»

Из воспоминаний Анны Карпычевой, работающей на приходе, проживающей в п. Комиссарово. (От п. Гусино 5 км. от деревни Бодуны 3 км.) : «Мы с мамой и сестрой Натальей, приехали в п. Комиссарово из Демидовского района, где жили у бабушки. Переехав, мы не часто бывали в Храмах, так как было очень далеко. Мы часто мечтали, о том, чтобы Храм был где-то поблизости, и даже согласны были ходить пешком в п. Гусино если бы там Храм достроили. Однажды мы увидели объявление, о том, что в д. Бодуны открывается Православный Храм, и первое Богослужение будет совершено на Рождество 2005 года. Мы очень обрадовались, что Храм теперь совсем близко, даже ближе, чем в п. Гусино. Сначала, мы ходили в Храм пешком, а потом узнали, что есть автобус, который и утром и вечером ходит до п. Красная горка через д. Бодуны и стали ездить на нем. Храм нам очень понравился. Он очень уютный и все в нем радует душу. Мы всей семьей бываем в нашем Храме почти на каждом Богослужении. Я же теперь в Храме каждый день, даже когда Богослужений нет. Никогда не думала, что я буду работать в Храме на свечной лавке. Недавно, моя младшая сестра Наталья венчалась со своим мужем в нашем Храме.
Отец Андрей сказал, что это первый раз за 8 лет существования прихода, когда он венчает молодую пару. Батюшка освятил наш дом и огород. Конечно, наша жизнь изменилась с появлением Храма. Думаю, что это закономерно. Одно дело, когда люди сами пытаются устроить свою жизнь, а другое когда их жизнь устраивает по их молитвам Бог. Ведь люди часто ошибаются, а Господь нет. Он знает, что для нас лучше».

Чтобы лучше понять, что же произошло на приходе в 2004-2005 годах, приведем здесь статью из газеты «Краснинский Край» М.Проскурниной, от 23 июля 2005 года ( №60.10287). Статья о Храме в деревне Бодуны. Она пишет – «В храм этот просто тянет войти всех, кто хоть раз его видел. Простота и изящество стиля сочетаются в нем со всеми канонами православной культуры. Высоко в небо уходит купол, храм как будто купается в лучах солнца. Да и сам он весь солнечный, теплый. К его стенам, к этим гладко отесанным бревнышкам хочется прикасаться, чтобы черпать силу, чтобы ощущать Божью благодать. В этом храме хочется молится. Кажется, что именно здесь, можно ощутить полное свое единение с Божественной силой, почувствовать себя умиротворенным, а главное просветленным и свободным от тяжкого бремени грехов наших. Храм этот стоит на автотрассе «Москва-Минск», близ деревни Бодуны, на заправочном комплексе ООО ПКФ «СФ». У генерального директора заправочного комплекса Владимира Михайловича Семкина идея воздвигнуть Храм возникла еще в прошлом году. Идеей своей он поделился со своим партнером Михаилом Романовичем Фокиным, тот идею поддержал. Так и началось строительство Храма. Отец Андрей Настоятель Гусинского прихода, сделал проект будущего храма. На строительство Храма было получено благословение Владыки Кирилла, Секретарь Смоленской и Калининградской епархии владыка Игнатий освятил место, на котором было решено возводить Храм. Работы по строительству Храма были начаты 1 июня 2004 года. Храм решено было возводить деревянный, в Духовщине был закуплен лес для строительства. Отбирались строго калиброванные бревнышки — одно к одному. Здесь же местные мастера стали рубить сруб. С августа прошлого года до начала января нынешнего года были произведены все работы. 6 января на Рождество Христово здесь состоялось первое торжественное Богослужение. Вся необходимая Богослужебная утварь, иконы были приобретены в Твери и Софрино. Частные лица, жители Москвы, передали Храму рукописную икону Апостола Петра, которой уже более 100 лет. Владыка Кирилл назначил дату торжественного освящения храма на 22 июля. Храм будет освящен в честь равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Царь Константин- первый из царей, который создал первое православное государство в мире- с центром в Константинополе. Он также принял эдикт, который провозглашал православие как главенствующую религию в его стране.
После въезда в Россию на трассе «Москва-Минск» это первый Храм – лицо нашей державы. Придти сюда может любой. Не зря он стоит близ дороги. Ведь многие водители проводят в пути не один день, не одну неделю. Построен этот Храм был еще и для всех местных жителей. Каждый может исполнить здесь все свои духовные потребности. Каждую субботу и воскресенье, во все праздничные дни здесь проводится Богослужение. Здесь уже проходили таинства Крещения и Венчания. Храм открыт ежедневно с 8-00 до 17-00. Храм принадлежит «Приходу церкви в честь Державной иконы Божией Матери» п.Гусино, Смоленско-Калининградской епархии. Наконец-то в Гусинском приходе появился свой Храм, второй Храм еще возводится в Гусино. По словам настоятеля прихода Отца Андрея, к концу следующего года его строительство планируется завершить. А пока в новом Храме еще идут мелкие строительные работы. Финансирование этих работ по- прежнему осуществляет ООО ПКФ СФ во главе с В.М Семкиным и М.Р. Фокиным. Оплату электроэнергии (Храм подпитан от бензоколонки), а также охрану они также взяли на себя. Нужно еще только добавить, что строительство заправочного комплекса еще продолжается, а вот Храм здесь решено было возвести сразу после строительства бензоколонки. «Хорошее это дело, нельзя было затягивать возведение Храма. У каждого человека в жизни бывает момент, когда он понимает, что он должен сделать что-то для других, что-то, что принесло бы радость в нашу жизнь, что-то, что давало бы им возможность очистится, освободится от всей скверны нашей жизни» -говорит Михаил Романович Фокин, заместитель генерального директора. Трудно, наверное, будет понять стремление этих людей тем, кто только копит свои деньги, копит для личного благополучия, кто озабочен только состоянием своего тела, кто забывает о душе. Трудно понять, а еще труднее сделать что-то подобное. А Храм этот уходит куполом в небо и поражает своей скромной красотой, просто манит к себе взгляд. Сюда заходят люди- заходят просто, чтобы постоять, перекрестится, поставить свечу, помолится за ближних, за себя. Заходят просто потому, что человек не может существовать без веры. Не могут люди жить, не прикасаясь к святому, жить в отчуждении от души своей. Стоит этот Храм, как живое доказательство нашей духовности, нашего могущества, нашей силы. И разве можно говорить о вырождении духовности, о растрате истинных ценностей, когда есть еще такие люди, что решают возвести Храм. »

Из воспоминаний настоятеля прихода иерея Андрея Меньших:

В начале мая 2006 года на приходе начались работы по подготовке к строительству крыши Храма в п.Гусино. Территория Храма в пол гектара была огорожена новым забором. 1 июля началось строительство верхних срубов. После этого, несмотря на долги за работу и за материалы началось строительство стропильной системы. К первому октября стропильная система была закончена и балки стали обшивать досками и закрывать рубероидом. Мы всеми силами старались накрыть крышу Храма, потому, что это давало возможность сохранить уже построенное и зимой начать внутренние работы. Одновременно со всеми работами рабочие вычищали сруб электрорубанками и подбивали новой паклей, сразу же покрывая сруб антисептиком. Строительство Храма и отделка были закончены в 2011 году. В 2012 году 17 марта храм был освящен Епископом Смоленским и Вяземским Пантелеймоном.

17 лет приходу, много это или мало? Невозможно ответить на этот вопрос, но можно попытаться определить это по результатам, или лучше сказать по плодам нашей деятельности. За время существования прихода мы посетили много святых мест и монастырей. Это сыграло большую роль в развитии приходской жизни. Мы были 4 раза в Оптиной пустыни, в Калужской епархии, где покоятся мощи 14 Оптинских старцев. В Шамординской обители устроенной одним из Оптинских старцев святым Амвросием Оптинским. Два раза были в Троице-Сергиевой лавре. Один раз в Псково Печерском монастыре. В городе Изборске, на 12 источниках и на острове Залита на могилке старца протоиерея Николая. Были несколько раз у мощей блаженной Матроны Московской и в Коломенском, где находится икона Божией Матери Державная, в честь которой
назван наш приход. В монастыре Хотьково, где покоятся родители святого Сергия Радонежского. Были в Боголюбове в монастыре, где был убит Андрей Боголюбский. В Дивеевской обители у мощей святого Серафима Саровского и святых сестер Обители. На Украине в Черниговском монастыре, в Киево-Печерской лавре, в Почаевском монастыре, в городе Тернополе у владыки Сергия на престольном празднике в честь святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Посещали несколько раз праздник в честь Герасима Болдинского в нашей епархии. Сподобились приложиться к мощам святого Иоанна Крестителя, (которым больше 2000 лет и они нетленны) когда его мощи привозили на несколько дней в Москву из Черногории. Побывали в Бородинском монастыре и музеях на Бородинском поле. Во всех паломнических поездках по святым местам заметно, как меняются люди, когда видят, что сотни и тысячи простых людей, священников, монахов, молятся и трудятся вместе. Когда видят чудотворные мощи и иконы и видимо созерцают и чувствуют силу Божию исходящую от них. Это расширяет кругозор людей, заставляет их задумываться и размышлять о Божественном промысле и Его Святой Воле о них. Благодать Божия действующая на каждую душу, вытесняет из нее каждодневные заботы, проблемы и дает возможность соприкоснуться с Богом и почувствовать Его Божественную любовь к нам грешным. Думается, что паломничества, это очень нужное дело, способствующее развитию приходов, и умножению прихожан в Храмах Божиих. За 17 лет количество детей исповедующихся и причащающихся на Рождественскую детскую Литургию выросло с нескольких человек до 80. Регулярно 2 раза в месяц совершаются занятия в воинской части. Нами первыми в Смоленской области в 16 школах района открыто факультативное преподавание основ православной культуры и этики, по нашей программе. Недавно была открыта и освящена первая в России кафедра православной литературы в нашей сельской библиотеке. Возникает вопрос: «довольны ли мы своими достижениями, и результатами трудов?». Ответ очень прост — «человек в здравом уме и твердой памяти, всегда стремится вперед, всегда желает лучшего. Один мудрец сказал — «чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю», для нас это выражение звучит так — «чем больше мы делаем, тем больше понимаем, что ничего не сделали». Задача построить Храм в сердце людей, гораздо большая, чем построить Храм на земле. Приход создан с целью приблизить каждого человека живущего на этой земле к Богу. Изменить жизнь людей, вернуть их в лоно Православной Церкви. Сделать их способными противостоять греху, и прощать своих ближних. Пробудить в них образ Божий, который дан им от сотворения первого человека. Вернуть им когда-то утраченное единение с Богом. Можно ли выполнить эту задачу? Человеческими усилиями нет, но с Божьей помощью все возможно. Будем трудится и впреть, превозмогая трудности, на грани наших возможностей, чтобы эту задачу выполнить.